«Мой Марс» Шмелева: научить ребенка видеть лучшее даже в самых неприветливых людях

0
873

Большая часть прозы Шмелева обращена к прошлому. Сегодняшний идеальный образ дореволюционной России, Святой Руси, во многом возник благодаря воображению Шмелева, которого называют последним из плеяды великих русских писателей. Дважды, в 1931 и 1932 годах его выдвигали на соискание Нобелевской премии по литературе, которую он так и не получил. И никому пока не удалось адекватно перевести на иностранные языки сложную, сладостную ритмику его прозы.

«Мой Марс» Шмелева: научить ребенка видеть лучшее даже в самых неприветливых людях

У Шмелева нет равнодушных читателей. Его или ненавидят, или принимают всей душой. Неровные читательские оценки означают, что его творчество живо до сих пор. То, что у одних читателей вызывает слезы на глазах, у других – лишь недоверчивые усмешки.

Он и сам был неравнодушным, пылким, пристрастным человеком. Из тех людей, которые способны поверить в то, что сами же и выдумали. Многие не могут ему простить сотрудничества с прогитлеровскими изданиями и того, что он желал Советскому Союзу поражения в Великой Отечественной войне. Об этом мало пишут, но среди известных европейских писателей, бизнесменов, политиков в 1930-е годы было немало людей, которые восхищались Третьим Рейхом и сочувствовали фашистским идеям. Так, например, горячим поклонником Гитлера до самой смерти оставался норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Кнут Гамсун. Шмелев никогда не сочувствовал фашистским идеям, но истово ненавидел большевиков и желал, чтобы они горели в аду. Его можно понять. В 1920 году без суда и следствия был расстрелян единственный сын писателя. Сам он вместе с женой оказался на чужбине без средств к существованию. До самой смерти он отказывался от гонораров за свои книги, издававшиеся в Советском Союзе, не желая ничего принимать от власти, убившей его сына.

Немногим русским эмигрантам первой волны удалось, как Шмелеву, сохранить свой писательский статус. Он обеспечивал свою семью только литературными трудами и при этом сохранял влияние на умы соотечественников, в одночасье лишившихся родины. Может быть, поэтому самые светлые страницы шмелевской прозы наполнены такой тоской и глубокой скорбью о том, чего никогда не вернуть.

Книги Ивана Шмелева не прочитаешь по диагонали. Обаяние его прозы – в точности зарисовок, обилии деталей, яркой, сочной речи персонажей. Если он рисует картину, то читатель видит ее до мельчайших подробностей. Наблюдательность — это один из редких писательских даров. И это касается не только серьезных, больших произведений, таких как «Лето Господне» или «Солнце мертвых». Пожалуй, его проза наиболее тактильна, осязаема в таких небольших зарисовках, как рассказ «Мой Марс».

«Мой Марс» Шмелева: научить ребенка видеть лучшее даже в самых неприветливых людях

Малая проза отличается от романа тем, что в основе ее лежит, как правило, одна мысль и одно событие. В рассказе «Мой Марс» мысль выходит далеко за рамки сюжета. Писатель ясно проговаривает ее в самом начале, а лишь затем раскрывает: «Наружность обманчива. Колючий, невзрачный кактус в один прекрасный день зацветет и превратится в неповторимый шедевр природы. Под сморщенной, сухой кожурой граната прячутся сладкие, сочные зерна. За суровым видом делового бизнесмена прячется добряк, который читает газету на бульваре только потому, что ему нравится наблюдать за людьми».

Наружность обманчива. Так часто говорят, когда человек разрушает чье-то доверие. Когда за приличным костюмом и гладкими речами прячется обманщик или подлец. Но у Ивана Шмелева взгляд на людей совсем иной. Он всегда с радостью открывает в людях доброе и светлое начало.

«Мой Марс» был написан в 1938 году. Мы следим за приключениями рыжего сеттера, которого писатель любовно ругает за эгоизм и своеволие «мошенником», но при этом считает «своим лучшим другом». Марс точно знает, что его обожают и обязательно простят ему любую выходку. Поэтому, когда хозяин собирается в морской круиз на несколько дней, пес без спросу увязывается за ним.

«Мой Марс» Шмелева: научить ребенка видеть лучшее даже в самых неприветливых людях

На пароходе Марс ведет себя безобразно. Его сажают в клетку рядом с другими собаками – он воет. Как только его освобождают – является в столовую в поисках угощения. Он не желает вести себя смирно, устраивает потасовку с толстеньким, смешным мопсом, пугает детей и дам. Собака всех раздражает. Няня двух очаровательных девочек возмущается тем, что пес облизывает ее подопечных. Это негигиенично! Брюзжащий старик рядом с писателем требует тишины и покоя. Развели тут собак! Капитан угрожает высадить беспокойную парочку в ближайшем порту. Хозяин Марса чувствует себя крайне неловко. Ему бы хотелось выглядеть прилично в глазах других пассажиров, но это невозможно. Потому что пес без конца его позорит и восстанавливает против себя всех пассажиров и команду.

«Мой Марс» Шмелева: научить ребенка видеть лучшее даже в самых неприветливых людях

И вдруг Марс выпадает за борт.

Шмелев внимательно наблюдает за происходящим. Общее настроение, словно по волшебству, меняется. Только что люди возмущались и негодовали, и вот они уже выражают сочувствие и требуют, чтобы капитан остановил пароход и спас несчастное животное. Люди на наших глазах «освобождаются от скорлупы и показывают свое истинное лицо».

Все были захвачены одним стремлением и одним желанием – спасти погибавшую на глазах жизнь, в сущности, никому из них не нужного и раньше неведомого пса. Когда все вдруг почувствовали одно, всем общее, что таилось у каждого, далеко запрятанное, но такое теплое и хорошее, и на самое короткое время стали детьми… чистыми детьми.

А. Куприн называл Шмелева «». Философ Иван Ильин говорил о Шмелеве так: «».

Рассказ «Мой Марс» – обязательное чтение для детей восьми–двенадцати лет. Глубокие мысли о человеке, спрятанные за приключениями потешной, трогательной собаки, наполнят душу ребенка стремлением к добру и совершенству, научат его видеть «чистых детей» даже в самых суровых и угрюмых людях. А это необходимо в условиях современной жестокой реальности, где все меньше места остается сентиментальной лирике. Той самой лирике, которая необходима для нормального формирования детской души. Ведь эта лирика и есть мягкая, чуткая сердцевина нашей жизни. Она дает человеку силы жить, преодолевая труднейшие вызовы окружающего мира. Шмелевская проза всегда таит в себе трепет перед чудом мироздания, улавливает нежнейшие чувства человека и воспитывает в человеке благородство и веру в лучшее.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НАШ КАНАЛ

«Мой Марс» Шмелева: научить ребенка видеть лучшее даже в самых неприветливых людях