Ванька-встанька VS набор для робототехники. Чем ребенку играть?

0
557

Развивающие игрушки – тренд последних десятилетий. Когда заходишь в магазин игрушек, сразу разбегаются глаза. Особенно привлекательны стеллажи с всевозможными наборами для научных игр. На коробках нарисованы любознательные дети, которые с упоением делают химические опыты, рассматривают каплю воды под микроскопом, льют что-то из пипетки в стеклянную колбу и при этом выглядят вдохновенными и сосредоточенными.

Продажи развивающих игрушек стремительно растут, особенно это заметно в последние полгода, когда из-за эпидемии закрылись школы и детские сады. По данным исследовательской компании NPD Group, с 15 марта по 4 июля продажи игрушек на научную тематику, наборов для химических опытов, игрушек-роботов во всем мире взлетели на 66 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания KiwiCo, которая продает инженерные схемы и сложные современные конструкторы для детей, демонстрирует 150%-ный рост продаж с марта по июль.

Ванька-встанька VS набор для робототехники. Чем ребенку играть?

Инструкции на упаковках гласят, что продукт поможет детям получить навыки в области техники, инженерного дела, робототехники или естественных наук. При этом речь может идти о детях от года до четырех. Порой производители заявляют, что их игрушки «учат ключевым научным концепциям гравитации, инерции, трения, толчка и тяги». Выглядит внушительно, но при здравом размышлении всему этому может научить любой предмет, с которым ребенок манипулирует – будь то обычные кубики, юла или ванька-встанька.

Есть наборы для проращивания растений, и в их инструкциях написано, что они «наглядно знакомят ребенка с жизненным циклом растений». Однако познакомить ребенка с жизненным циклом растений может обычный лук, который растет в стакане воды на подоконнике. Или морковка, посеянная на даче собственными детскими руками.

Ванька-встанька VS набор для робототехники. Чем ребенку играть?

Есть наборы полимеров, которые «помогают детям познакомиться с основами химии». Однако на деле они мало чем отличаются от привычного пластилина или глины. Важное достоинство этих наборов в том, что они представляют собой что-то новенькое. И помогут занять ребенка, если ему уже надоел пластилин.

Есть множество компьютерных боксов, электронных коробок с музыкальными эффектами, которые помогают детям учиться читать, считать и рисовать. Есть сложные конструкторы-роботы, которые учат детей робототехнике и программированию. Это очень интересные и хорошие игрушки, но от них не стоит требовать высокого обучающего эффекта.

Ванька-встанька VS набор для робототехники. Чем ребенку играть?

Если речь заходит о раннем обучении детей, грань между маркетингом и реальностью размывается. Все родители хотят вырастить гениальных детей, и это одна из причин популярности развивающих игрушек. Существуют ли доказательства, которые подтверждают их высокую эффективность в обучении?

Основатель компании The Good Play Guide, детский психолог, специализирующийся на раннем развитии детей, Аманда Гаммер говорит об этом так:

– Правда заключается в том, что мы не знаем, насколько эффективны развивающие игрушки. Их нужно рассматривать как часть воспитательного процесса, но не стоит целиком полагаться на их чудодейственные свойства. Точно так же, как обучение рисованию или лепке не дает гарантии, что ребенок превратится в знаменитого художника или скульптора. Развивающие игрушки вовлекают ребенка в новые для него области, но это не означает, что они научат его чему-то большему, чем обычные игрушки.

Ванька-встанька VS набор для робототехники. Чем ребенку играть?

В Университете Восточного Коннектикута в течение десяти лет целая лаборатория занимается изучением таких игрушек. Ее руководитель Джулия Делапп, говорит:

– Мы изучали сложные игрушки в течение 10 лет и за это время можем с уверенностью сказать только одно: все дети разные. Поэтому родителям имеет смысл критически относиться к продукции, которую они покупают. Детям до шести лет лучше играть с самыми обыкновенными игрушками и обычными предметами, которые точно так же, как сложные приборы, помогут детям научиться вычитать и складывать. Может сослужить добрую службу старое доброе увеличительное стекло или обычные кубики, которые не хуже модных новинок игровой индустрии дают детям понимание формы, равновесия, цвета, размера. Неслучайно кубики никогда не выходят из моды, сколько бы ни сменялось поколений.

Ванька-встанька VS набор для робототехники. Чем ребенку играть?

При всей привлекательности развивающих игрушек в них есть один недостаток: родители вынуждены принимать участие в детских играх. А ценность игры заключается в том, чтобы взрослые в нее не вмешивались. Лучшие игрушки – те, в которые ребенок может играть самостоятельно. Да и, в конце концов, игрушки были придуманы взрослыми для того, чтобы ребенок тешился ими в свое удовольствие и давал маме с папой возможность заниматься своими делами.

Ванька-встанька VS набор для робототехники. Чем ребенку играть?

Все это не значит, что развивающие игрушки не нужны. Они могут доставить развлечение всей семье и приятно скрасить досуг, но не стоит рассчитывать, что ребенок в результате игры обретет научные знания или превратится в биолога или агронома. Большинство развивающих игрушек полезны, но родителям не следует связывать с ними чрезмерные ожидания.