В Петербурге открылась выставка, посвященная Ахматовой и Булгакову

0
14

Экспозиция, соединившая двух писателей, носит название «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение». Потому что, как говорил Коровьев, «тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов».

В Петербурге открылась выставка, посвященная Ахматовой и Булгакову

— Непривычное соединение двух имен — Анна Ахматова и Михаил Булгаков. Она живет в Ленинграде, он — в Москве. Она поэт, он прозаик и драматург. У него короткая жизнь (49 лет), у нее длинные 76… Но при внимательном рассмотрении открываются важные для понимания вещи не только в их творчестве, но и в истории культуры, в нашей истории в целом, — рассказывает Нина Попова, президент Благотворительного фонда друзей Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. — Конечно, притягательно сопоставить две творческие личности, их взгляды, оценки происходившего.

Ахматова и Булгаков познакомились в Ленинграде в 1933 году — в гостях у художника Николая Радлова на Миллионной улице, 13. Потом Анна Андреевна бывала в московской квартире Булгакова. Всего в их жизни было семь встреч.

Художник Сергей Падалко по-разному оформил каждое пространство выставки. Коридор с зелеными стенами и меловой побелкой, как в коммунальных квартирах и в казенных учреждениях советского времени, соединяет их воедино. По обе стороны — двери и дверки. Открыв любую из них, можно войти или заглянуть в пространство жизни и творчества двух писателей. Каждая комната имеет условное название. Например, в пространстве «Было дело в Грибоедове» представлены исторические документы из ленинградского Дома писателей, как будто сошедшие со страниц «Мастера и Маргариты». В «Судилище» можно прочитать стенограммы партийных заседаний, на которых Ахматову называли «невероятной блудней», а Булгакова — «литературным уборщиком», и «безбилетным пассажиром в советском поезде».

В «Подвале памяти» стоят стеклянные банки с «тайными мыслями» — листами рукописей

Для пространства «Пятое измерение» петербуржцы принесли фотографии из семейных архивов. На снимках — лица людей 1930-1960-х годов. Кто они: обыватели, герои своего времени, читатели, соседи по коммунальной квартире? В центре комнаты на столе — чернильница, рукописи Ахматовой и Булгакова. Такое решение — попытка представить, как на фоне коммунального быта, житейского хлама, орущего радио рождаются в сознании писателя голоса, диалоги, характеры его героев, обстоятельства их жизни — и становятся художественным текстом.

Камерное пространство «Огненная стихия», тема всепожирающего огня. На столе в центре комнаты — первая редакция романа «Мастер и Маргарита», частично сожженная Булгаковым, пепельница Ахматовой и рукопись поэмы «Реквием».

«Подвал памяти»: внутри комнаты-кладовой по стенам от пола до потолка стоят стеклянные банки. В них — «тайные мысли», листы рукописей «Поэмы без Героя» и романа «Мастер и Маргарита». Некоторые страницы можно увидеть только здесь — это рабочие варианты разных лет.

На выставке представлены материалы из фондов музеев и библиотек Петербурга, Москвы, Киева. Более двухсот подлинных предметов: редчайшие рукописи, произведения художников-современников и легендарный портрет Ахматовой, созданный Амедео Модильяни в 1911 году в Париже. Петербургский художник Нестор Энгельке вырубил на старых дверных филенках портреты писателей.

Во всех комнатах «нехорошей квартиры» — тексты Михаила Булгакова из романа «Мастер и Маргарита» и Анны Ахматовой из «Поэмы без Героя» и пьесы «Энума элиш». И звучит музыка из оперы Шарля Гуно «Фауст».

На заметку

Выставка «Анна Ахматова. Михаил Булгаков. Пятое измерение» продлится в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме до 11 октября.

Источник: rg.ru